В самом сердце России находится уголок, в котором вершили судьбу страны русские цари. Это территория Царицыно. Территория уникальна, здесь собраны воедино архитектура, история, легенды. Это единственный в Европе комплекс в стиле «русской готики». В природный ландшафт гармонично вписаны его строения.
Правление Королёвского общества инвалидов ведёт обширную экскурсионную программу и регулярно посещает исторические, культурные, религиозные объекты Центральной части России, но посетить эту жемчужину – летнюю резиденцию царей, не доходили руки. Наконец-то наступили тёплые, летние деньки и было принято решение посетить этот замечательный архитектурный ансамбль на юге Москвы – музей-заповедник Царицыно.
18 августа 30-ти местный автобус помчал нашу делегацию в этот удивительный дворцово-парковый ансамбль. У главного входа нашу команду экскурсоводы разбили на две самостоятельные группы. Они ознакомили нас с историей создания ансамбля, его взлёты и падения, роскошь и запущение, современное возрождение.
Музей-заповедник «Царицыно», расположенный на юго-восточной окраине столицы, включает одноимённый дворцово-парковый ансамбль, памятник архитектуры XVIII века, и прилегающие к нему Царицынские пруды, и пейзажный парк. По площади это крупнейший музейный комплекс Москвы, по значимости – один из самых важных.
В старину Царицыно называлось Чёрной Грязью и принадлежало племени вятичей: здесь они устраивали святилища, воздвигали жертвенники и хоронили своих вождей. Потом две женщины – княгиня Соломония и княжна Мария (дочь Кантемира) – прокляли эти земли за то, что мужчины испортили им жизни.
В XVIII веке территория перешла к Дмитрию Кантемиру, сподвижнику Петра I. Его потомок продал имение Екатерине II, давшей ему новое название в соответствии со своей «должностью». Императрица увлечённо принялась за обустройство объекта, привлекла к проекту Василия Баженова и Матвея Казакова, крупнейших архитекторов своего времени.
Денег на воплощение задуманного, как это часто случается с мегапроектами, не хватило, и ансамбль был полностью приведён в порядок только в XXI веке. Музей-заповедник был основан в 1984 году, в 2007 году были завершены основные реставрационные работы.
Хотя подлинно готических памятников архитектуры в России считанные единицы, неоготика XVIII века нашла отклик в душе отечественных мастеров, совмещавших стрельчатые арки, башни, резные фасады с элементами барокко и классицизма. Краснокирпичный, белокаменный дворцовый ансамбль в Царицыно признается самым ярким воплощением «русской готики» в стране.
Покрытый невысоким куполом двухэтажный Кухонный корпус, или Хлебный дом, представляющий собой в плане квадрат со скругленными углами, был предназначен для обслуживания аппетитов императорского двора. Здесь должно было разместиться более 800 кухонь и кладовых. Название зданию дала эмблема в виде хлеба с солью. Василий Баженов подготовил проект, но заканчивали строительство через много лет после его смерти, в XIX веке. Полностью завершены компактные Малый и Средний дворец, или Оперный дом, где проводили время императрица, её сын и узкий круг их ближайших друзей. Большая часть построек для свиты была безвозвратно утрачена, за исключением трёх Кавалерийских корпусов, стилистически гармонирующих с дворцами. Декоративные мосты и ворота, по замыслу архитектора, указывают границы комплекса, но при отсутствии стен не несут функциональной нагрузки.
Центральное здание ансамбля первоначально проектировал и строил Баженов, но Екатерине почти завершённое сооружение показалось слишком мрачным. Исполнять волю императрицы пришлось Матвею Казакову, который спроектировал гигантский дворец с величественной центральной галереей и множеством башен. Идущее полным ходом строительство прервали из-за проблем с финансированием, а затем и вовсе заморозили. Весь XIX и большую часть XX века гости Царицыно любовались на всё более ветшавшие руины, пока не было принято решение восстановить здание по сохранившимся документам. Новый Большой дворец построен из современных материалов, но соответствует общему духу и стилю Царицынского ансамбля.
Большинство гостей приезжают в Царицыно побродить по парку и любоваться красочными, ажурными стенами дворцов, но и внутри зданий есть немало интересного. В просторных залах представлено более 40 000 произведений декоративно-прикладного искусства народов, когда-то входивших в состав СССР, и предметы, имевшие отношение к императорской семье. Среди наиболее необычных экспонатов украшения XII века, чудом уцелевшие сервизы-современники дворца, и портреты владелицы всей этой роскоши.
Музей-заповедник «Царицыно» стал центром притяжения любителей классической музыки и литературы. В Атриуме Хлебного дома устраивают органные концерты, выступления чтецов, в Музыкальной гостиной звучат камерные произведения. Баженовский зал рассчитан на 100 гостей, здесь проходят наиболее заметные мероприятия.
Пейзажный парк, так популярный в ландшафтной архитектуре XVIII века, стал одним из первых в России, разбитым вне петербургских дворцов мастерами, специально приглашёнными из Англии. При первой хозяйке и в начале XIX века три огромных оранжереи не только радовали глаз посетителей, но и приносили немалый доход. Отсюда поставляли экзотические фрукты, овощи и зелень к столам аристократии. Затем интерес к элитным сельскохозяйственным проектам пропал, восстановили постройки менее 10 лет назад. Просторные оранжереи по-прежнему используются по назначению: в них выращиваются экзотические растения из разных уголков мира, причём ассортимент видов воспроизведён в точности, как при Екатерине. По оранжереям и парку водят тематические экскурсии для взрослых и детей: в Первом корпусе гостей ждёт встреча с вечноцветущим Зимним садом, Второй и Виноградный отданы под плодовые, ягодные и овощные культуры.
Появившиеся задолго до строительства Екатерининской усадьбы пруды пришли в упадок после смерти Екатерины, их привели в порядок уже в нашем столетии, обустроили искусственные острова и пристани. Сегодня это старейшие и самые крупные из сохранившихся в столице искусственных водных сооружений. Пруды закрыты для купания, но здесь можно кататься на катамаранах и лодках.
Первые попытки придать Царицынскому ансамблю музейный статус относятся к 1960-м годам (тогда некоторые баженовские сооружения в Царицыне были взяты государством под охрану как памятники архитектуры). В середине 1970-х рассматривались первые проекты реставрационно-восстановительных работ, но из-за сложности задач их реализация затянулась на долгие годы.
В феврале 1984 года по распоряжению Совета Министров СССР был образован Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. В 1993 году музей получил статус музея-заповедника и своё нынешнее название. Вскоре он был включён в «Перечень памятников истории и культуры федерального значения».
В 1985—1988 годах проведена реставрация первого объекта в Царицыне: Арки-галереи между «Хлебным домом» и Большим дворцом. В 1992 году завершилась реставрация Фигурного моста, длившаяся семь лет.
В 1994 году музей открылся для посетителей: в отреставрированном Втором кавалерском корпусе разместились первая экспозиция, знакомившая с основными коллекциями музея. В 1995 году завершилась реставрация Первого кавалерского корпуса и закончены десятилетние работы по восстановлению Большого («Готического») моста через овраг. В 1996 году первые музейные выставки прошли в восставшем из руин Малом дворце, а в отреставрированном Оперном доме состоялись первые концерты. Оперный дом в течение 10 последующих лет являлся главным концертным и выставочным залом музея-заповедника. В 1998 году Патриархом Алексием II проведено торжественное освящение Храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник», входящего в состав дворцового ансамбля; этим событием завершились восьмилетние работы по восстановлению храма. В 1998—2000 годах проведена реставрация Фигурных (Виноградных) ворот, в 1998—2003 — Третьего кавалерского корпуса (ныне используется как выставочный зал и для размещения экскурсионных служб музея) и Оранжерейного моста; в том же 2003 году — парковой беседки «Храм Цереры».
Восстановительно-реставрационные работы начались с особым размахом и скоростью после того, как в 2005 году Царицынский комплекс был передан в городскую собственность. В 2005—2007 годах проведена полная реконструкция Царицынского парка, восстановлены и благоустроены аллеи и дорожки, расчищены самосевные заросли, кустарниковые чащобы, вырублен сухостой. В 2006 году завершились реставрация и реконструкция под музейно-выставочные нужды «Хлебного дома». Здание приобрело стеклянный купол над внутренним двором, превратившим его в атриум; «Хлебный дом» стал основным зданием для музейных коллекций. В 2006—2007 году отреставрированы Башня-руина, парковые павильоны «Миловида» и «Нерастанкино», гротесковые мостики. В то же время в пейзажном парке вновь появилась садовая скульптура. Также проводилась экологическая реабилитация Царицынских прудов, реконструкция плотин, восстановление лодочных пристаней в их исторических местах, воссоздан Оранжерейный пруд. На Среднем Царицынском пруду, в обрамлении восстановленного острова-подковы, в 2007 году был открыт цветомузыкальный фонтан — крупнейший в Москве.
Наконец, в августе 2007 года завершилась самая большая стройка на территории музея-заповедника — восстановление Большого Царицынского дворца. За два года живописная руина, постепенно разрушавшаяся последние двести лет, превратилась в современный музейно-выставочный комплекс. 2 сентября 2007 года, в День города, состоялось торжественное открытие реконструированного дворцового ансамбля. В церемонии принимали участие мэр Москвы Ю. М. Лужков и Президент В. В. Путин.
Сегодня музей-заповедник «Царицыно» - крупнейший на юге Москвы историко-культурный, музейно-выставочный, природный и туристический комплекс. Музей предлагает различные по темам и форме проведения экскурсии: как традиционные обзорные и тематические, так интерактивные и театрализованные программы.
В тёплое время года можно путешествовать по территории дворцово-паркового ансамбля на электромобиле и на лодках – по Верхнему Царицынскому пруду.
Все экскурсии рассчитаны на посетителей разного возраста, и нам больше всего понравилось то, что музей-заповедник «Царицыно» - без барьерного пространства для людей с ограниченными возможностями. Здания музея оборудованы лифтами, пандусами, подъёмниками и др. Сотрудники музея разработали адаптированные экскурсии для разных категорий инвалидов, многие экспонаты сопровождают этикетки, выполненными шрифтом Брайля, в залах установлены витрины с экспонатами открытого доступа.
Основные работы по реконструкции и восстановлению территории Царицынского музея-заповедника в основном завершены.
Очень интересная, насыщенная, познавательная экскурсия закончилось и поблагодарив экскурсоводов мы в течение двух часов смогли полюбоваться красивой и ухоженной территорией.
Пруды, фонтаны, павильоны, беседки, аллеи, мостики, искусственные островки – стали самым популярным местом отдыха москвичей и гостей столицы. В этот день было много красивых пар – счастливых молодожёнов. Яркое солнце, пение птиц и чудесная погода оставили неизгладимое впечатление от экскурсии.