В самом сердце России находится уголок, в котором вершили судьбу страны русские цари. Это территория Царицыно.  Территория уникальна, здесь собраны воедино архитектура, история, легенды. Это единственный в Европе комплекс в стиле «русской готики». В природный ландшафт гармонично вписаны его строения.

Правление Королёвского общества инвалидов ведёт обширную экскурсионную программу и регулярно посещает исторические, культурные, религиозные объекты Центральной части России, но посетить эту жемчужину – летнюю резиденцию царей, не доходили руки. Наконец-то наступили тёплые, летние деньки и было принято решение посетить этот замечательный архитектурный ансамбль на юге Москвы – музей-заповедник Царицыно.

18 августа 30-ти местный автобус помчал нашу делегацию в этот удивительный дворцово-парковый ансамбль. У главного входа нашу команду экскурсоводы разбили на две самостоятельные группы. Они ознакомили нас с историей создания ансамбля, его взлёты и падения, роскошь и запущение, современное возрождение.

                                          

      Музей-заповедник «Царицыно», расположенный на юго-восточной окраине столицы, включает одноимённый дворцово-парковый ансамбль, памятник архитектуры XVIII века, и прилегающие к нему Царицынские пруды, и пейзажный парк. По площади это крупнейший музейный комплекс Москвы, по значимости – один из самых важных.

      В старину Царицыно называлось Чёрной Грязью и принадлежало племени вятичей: здесь они устраивали святилища, воздвигали жертвенники и хоронили своих вождей. Потом две женщины – княгиня Соломония и княжна Мария (дочь Кантемира) – прокляли эти земли за то, что мужчины испортили им жизни.

В XVIII веке территория перешла к Дмитрию Кантемиру, сподвижнику Петра I. Его потомок продал имение Екатерине II, давшей ему новое название в соответствии со своей «должностью». Императрица увлечённо принялась за обустройство объекта, привлекла к проекту Василия Баженова и Матвея Казакова, крупнейших архитекторов своего времени.

                            

Денег на воплощение задуманного, как это часто случается с мегапроектами, не хватило, и ансамбль был полностью приведён в порядок только в XXI веке. Музей-заповедник был основан в 1984 году, в 2007 году были завершены основные реставрационные работы.

        Хотя подлинно готических памятников архитектуры в России считанные единицы, неоготика XVIII века нашла отклик в душе отечественных мастеров, совмещавших стрельчатые арки, башни, резные фасады с элементами барокко и классицизма. Краснокирпичный, белокаменный дворцовый ансамбль в Царицыно признается самым ярким воплощением «русской готики» в стране.

       Покрытый невысоким куполом двухэтажный Кухонный корпус, или Хлебный дом, представляющий собой в плане квадрат со скругленными углами, был предназначен для обслуживания аппетитов императорского двора. Здесь должно было разместиться более 800 кухонь и кладовых. Название зданию дала эмблема в виде хлеба с солью. Василий Баженов подготовил проект, но заканчивали строительство через много лет после его смерти, в XIX веке. Полностью завершены компактные Малый и Средний дворец, или Оперный дом, где проводили время императрица, её сын и узкий круг их ближайших друзей. Большая часть построек для свиты была безвозвратно утрачена, за исключением трёх Кавалерийских корпусов, стилистически гармонирующих с дворцами. Декоративные мосты и ворота, по замыслу архитектора, указывают границы комплекса, но при отсутствии стен не несут функциональной нагрузки.

                                             

       Центральное здание ансамбля первоначально проектировал и строил Баженов, но Екатерине почти завершённое сооружение показалось слишком мрачным. Исполнять волю императрицы пришлось Матвею Казакову, который спроектировал гигантский дворец с величественной центральной галереей и множеством башен. Идущее полным ходом строительство прервали из-за проблем с финансированием, а затем и вовсе заморозили. Весь XIX и большую часть XX века гости Царицыно любовались на всё более ветшавшие руины, пока не было принято решение восстановить здание по сохранившимся документам. Новый Большой дворец построен из современных материалов, но соответствует общему духу и стилю Царицынского ансамбля.

        Большинство гостей приезжают в Царицыно побродить по парку и любоваться красочными, ажурными стенами дворцов, но и внутри зданий есть немало интересного. В просторных залах представлено более 40 000 произведений декоративно-прикладного искусства народов, когда-то входивших в состав СССР, и предметы, имевшие отношение к императорской семье. Среди наиболее необычных экспонатов украшения XII века, чудом уцелевшие сервизы-современники дворца, и портреты владелицы всей этой роскоши.

Музей-заповедник «Царицыно» стал центром притяжения любителей классической музыки и литературы. В Атриуме Хлебного дома устраивают органные концерты, выступления чтецов, в Музыкальной гостиной звучат камерные произведения. Баженовский зал рассчитан на 100 гостей, здесь проходят наиболее заметные мероприятия.

     Пейзажный парк, так популярный в ландшафтной архитектуре XVIII века, стал одним из первых в России, разбитым вне петербургских дворцов мастерами, специально приглашёнными из Англии. При первой хозяйке и в начале XIX века три огромных оранжереи не только радовали глаз посетителей, но и приносили немалый доход. Отсюда поставляли экзотические фрукты, овощи и зелень к столам аристократии. Затем интерес к элитным сельскохозяйственным проектам пропал, восстановили постройки менее 10 лет назад. Просторные оранжереи по-прежнему используются по назначению: в них выращиваются экзотические растения из разных уголков мира, причём ассортимент видов воспроизведён в точности, как при Екатерине. По оранжереям и парку водят тематические экскурсии для взрослых и детей: в Первом корпусе гостей ждёт встреча с вечноцветущим Зимним садом, Второй и Виноградный отданы под плодовые, ягодные и овощные культуры.

       Появившиеся задолго до строительства Екатерининской усадьбы пруды пришли в упадок после смерти Екатерины, их привели в порядок уже в нашем столетии, обустроили искусственные острова и пристани. Сегодня это старейшие и самые крупные из сохранившихся в столице искусственных водных сооружений. Пруды закрыты для купания, но здесь можно кататься на катамаранах и лодках.

       Первые попытки придать Царицынскому ансамблю музейный статус относятся к 1960-м годам (тогда некоторые баженовские сооружения в Царицыне были взяты государством под охрану как памятники архитектуры). В середине 1970-х рассматривались первые проекты реставрационно-восстановительных работ, но из-за сложности задач их реализация затянулась на долгие годы.

  В феврале 1984 года по распоряжению Совета Министров СССР был образован Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. В 1993 году музей получил статус музея-заповедника и своё нынешнее название. Вскоре он был включён в «Перечень памятников истории и культуры федерального значения».

В 1985—1988 годах проведена реставрация первого объекта в Царицыне: Арки-галереи между «Хлебным домом» и Большим дворцом. В 1992 году завершилась реставрация Фигурного моста, длившаяся семь лет.

                                     

В 1994 году музей открылся для посетителей: в отреставрированном Втором кавалерском корпусе разместились первая экспозиция, знакомившая с основными коллекциями музея. В 1995 году завершилась реставрация Первого кавалерского корпуса и закончены десятилетние работы по восстановлению Большого («Готического») моста через овраг. В 1996 году первые музейные выставки прошли в восставшем из руин Малом дворце, а в отреставрированном Оперном доме состоялись первые концерты. Оперный дом в течение 10 последующих лет являлся главным концертным и выставочным залом музея-заповедника. В 1998 году Патриархом Алексием II проведено торжественное освящение Храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник», входящего в состав дворцового ансамбля; этим событием завершились восьмилетние работы по восстановлению храма. В 1998—2000 годах проведена реставрация Фигурных (Виноградных) ворот, в 1998—2003 — Третьего кавалерского корпуса (ныне используется как выставочный зал и для размещения экскурсионных служб музея) и Оранжерейного моста; в том же 2003 году — парковой беседки «Храм Цереры».

Восстановительно-реставрационные работы начались с особым размахом и скоростью после того, как в 2005 году Царицынский комплекс был передан в городскую собственность. В 2005—2007 годах проведена полная реконструкция Царицынского парка, восстановлены и благоустроены аллеи и дорожки, расчищены самосевные заросли, кустарниковые чащобы, вырублен сухостой. В 2006 году завершились реставрация и реконструкция под музейно-выставочные нужды «Хлебного дома». Здание приобрело стеклянный купол над внутренним двором, превратившим его в атриум; «Хлебный дом» стал основным зданием для музейных коллекций. В 2006—2007 году отреставрированы Башня-руина, парковые павильоны «Миловида» и «Нерастанкино», гротесковые мостики. В то же время в пейзажном парке вновь появилась садовая скульптура. Также проводилась экологическая реабилитация Царицынских прудов, реконструкция плотин, восстановление лодочных пристаней в их исторических местах, воссоздан Оранжерейный пруд. На Среднем Царицынском пруду, в обрамлении восстановленного острова-подковы, в 2007 году был открыт цветомузыкальный фонтан — крупнейший в Москве.

                                       

Наконец, в августе 2007 года завершилась самая большая стройка на территории музея-заповедника — восстановление Большого Царицынского дворца. За два года живописная руина, постепенно разрушавшаяся последние двести лет, превратилась в современный музейно-выставочный комплекс. 2 сентября 2007 года, в День города, состоялось торжественное открытие реконструированного дворцового ансамбля. В церемонии принимали участие мэр Москвы Ю. М. Лужков и Президент В. В. Путин.

           

Сегодня музей-заповедник «Царицыно» - крупнейший на юге Москвы историко-культурный, музейно-выставочный, природный и туристический комплекс. Музей предлагает различные по темам и форме проведения экскурсии: как традиционные обзорные и тематические, так интерактивные и театрализованные программы.

В тёплое время года можно путешествовать по территории дворцово-паркового ансамбля на электромобиле и на лодках – по Верхнему Царицынскому пруду.

Все экскурсии рассчитаны на посетителей разного возраста, и нам больше всего понравилось то, что музей-заповедник «Царицыно» - без барьерного пространства для людей с ограниченными возможностями. Здания музея оборудованы лифтами, пандусами, подъёмниками и др. Сотрудники музея разработали адаптированные экскурсии для разных категорий инвалидов, многие экспонаты сопровождают этикетки, выполненными шрифтом Брайля, в залах установлены витрины с экспонатами открытого доступа.

Основные работы по реконструкции и восстановлению территории Царицынского музея-заповедника в основном завершены.

Очень интересная, насыщенная, познавательная экскурсия закончилось и поблагодарив экскурсоводов мы в течение двух часов смогли полюбоваться красивой и ухоженной территорией.

                             

Пруды, фонтаны, павильоны, беседки, аллеи, мостики, искусственные островки – стали самым популярным местом отдыха москвичей и гостей столицы. В этот день было много красивых пар – счастливых молодожёнов. Яркое солнце, пение птиц и чудесная погода оставили неизгладимое впечатление от экскурсии.

          6 августа 2017г. для жителей Королёва произошло очень важное событие: великое освящение Храма Священномученика Владимира.

Православные верят, что храм даётся тем, кто его вымаливает. Прихожане храма Священномученика Владимира ждали этого дня очень долго – без малого три десятилетия. В начале 1990-х годов смогли построить временное фанерное здание, которое простояло до 2012г., и лишь спустя пять лет после начала строительства нового каменного храма его удалось достроить, что называется, всем миром. Великий чин  освящения совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В торжественной церемонии приняли участие министр культуры РФ Владимир Мединский, Губернатор Московской области Андрей Воробъёв, Глава г. Королёва Александр Ходырев, представители муниципалитета, Совета депутатов, Общественной палаты, градообразующих предприятий, прихожане и жители Королёва. Почётных гостей приветствовали пением коллективы хоровой школы «Подлипки» и участники Академического хора. В их исполнении прозвучала замечательная песня «Моя Россия» (Георгия Струве), а также молитвы «Вечная память» и «Со святыми упокой».

Сегодняшнее освящение храма вклад в духовный рост нашего православия, ещё одно прекрасное место в легендарном историческом, замечательном городе Королёве», - сказал А. Воробьёв. Глава города Александр Ходырев отметил, что церковь станет центром притяжения православных христиан. Храм полностью на средства благотворителей. Для города это большое событие, он имеет большую историю, и надеюсь, что жители Королёва будут принимать активное участие в жизни храма, а мы будем стараться и дальше помогать», - сказал Владимир Мединский. А история возведения храма в Подлипках такова: его строительство началось в 1991г. по инициативе православных верующих нашего города. В то время Королёв ещё назывался Калининградом. До той поры ни в одном наукограде России не существовало культовых сооружений, и наш храм должен был стать первым. Имя он получил в честь святителя Владимира, митрополита Киевского. Для строительства церкви было выбрано место, которое любят все горожане: в самом центре – возле Аллеи Славы и Мемориала павшим воинам.

Вместе с тем, сам храм планировалось поставить в лесном уединении Акуловского водоканала. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, благословивший работу по созданию храма. Вместе с ним приехала лётчик – Валентина Терешкова, присутствие которой подчёркивало уникальность церкви в наукограде. К сожалению, не обошлось без трудностей. Весьма скромное по размерам здание строилось полтора года….Но благотворительную деятельность прихожане  начали вести, не дожидаясь комфортных условий. Возникали проблемы и на стадии разработки проекта каменного храма, и позднее – с финансированием. Но в 2012г.служители церкви и прихожане, наконец, добились разрешения строить храм – памятник, проект которого уже был готов. А обветшавшее здание, в котором уже протекала кровля и разрушался крест, было разобрано. Однако в 2013г. строительство опять приостановилось из-за недостатка финансирования. Пожертвование прихожан категорически не хватало на то, чтобы продолжить строительные работы. Свою малую лепту в это время внесла и Королёвская городская организация инвалидов. В доме культуры им. Калинина правлением общества была организована благотворительная акция – выставка – продажа работ художников. Членов общества. Были проданы картины и фонд храма было передано 50 тысяч рублей от продаж картин и 50 тысяч личных пожертвований инвалидов. Спасением будущего храма стало создание в 2016г. попечительного совета и темпы строительства значительно ускорились. И вот наступил день освещения храма. После церемонии освещения Владимир Мединский, Андрей Воробьёв, митрополит Ювеналий и глава г. Королёва Александр Ходырев прошли Мемориал Славы, где вместе с ветеранами и жителями города возложили цветы и почтили память павших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.

Очень радостно, что помимо социальных объектов, которые безусловно нужны городу, у нас появляются такие очаги духовной культуры. Здание храма получилось великолепным. Такое впечатление, что оно выросло буквально на глазах. Видимо, такие благие дела собирают людей и происходит созидание - каждый, как может, вкладывает душу. Отсюда такой замечательный результат. Здесь вокруг всё преобразилось – из заброшенного леса получился прекрасный благоустроенный сквер, который станет центром притяжения не только для верующих, а для всех горожан. Не только верующие, а все Королёвцы семьями с детьми приходят посмотреть церковь на канале, чтобы полюбоваться. Какое чудо удалось создать всем миром. Эта церковь как раз характеризует возвращение к той русской духовности, которые у нас всегда были и которые, надеюсь навсегда возрождаются.

«В том что природа творит чудеса,

нет ничего удивительного, но увидеть

своими глазами нечто чудесное, сверхъестественное

и притом созданное человеческим гением,-

тут есть над чем задуматься!»

Жюль Верн

«Двадцать тысяч лье под водой»

 

С открытием этого грандиозного сооружения Королёвское общество инвалидов поставило перед собой задачу посетить этот центр океанографии, расположенный на ВДНХ. Но высокая стоимость билетов и отсутствие льгот для инвалидов не позволяла нам реализовать задуманное.

 Спонсором выступило Московское областное общество инвалидов, за что им огромное спасибо и 27 июля солидная делегация общества в количестве 43 человек изнемогая от жары пешком прошла через всю территорию до суперсовременного здания Москвариума. Пообщавшись с дружественными организациями из Дубны, Солнечногорска, Воскресенска……мы приступили к осмотру залов царства Нептуна.

Центр океанографии и морской биологии «Москвариум» включает в себя 80 аквариумов, 12 000 разных морских животных со всех уголков мира, в том числе 500 видов рыб. Здание «Москвариума»- это комплекс который условно делится на аквариум и зрительный зал, где проходят выступления морских животных и цирковых артистов. Территория аквариума занимает свыше 12 000 кв.м, на которых установлено 80 огромных, специально спроектированных аквариумов и бассейнов. Экспозиция длиной в 600 метров с совокупным с совокупным объёмом воды 30 000 куб.м даёт исключительную возможность воссоздать в едином комплексе экосистемы разных уголков Мирового океана.. В аквариумах представлена морская и пресноводная фауна от озера Байкала до Галапагосских островов, от исландских фьордов до Большого Барьерного рифа, от Гренландии до Камчатки. Здесь поселилось 12 000 животных, в том числе 500 видов рыб – от мелких коралловых обитателей до трёхметровых акул и русского осётра. В числе пресноводные рыбы, включая осетровых и обитателей малых рек России (таких как колюшка, шиповка, горчак); фауна Белого моря, включая косяк пеляди в 400 голов; редкие экзотические экземпляры со всех концов мира – икромечущие карпозубые, акула – лопата, скаты – бычерылы, морские коньки, панцирные щуки; живые каракатицы и холодноводные кузовки из южной части Индийского океана.

Наш экскурсовод Нина, с увлечением рассказывали о всех тайнах морей и океанов, профессионально, но доступным языком об особенностях каждого вида рыб, млекопитающих, природе водного царства. Нас удивила уникальная система водоподготовки и микроклимата. Только для поддержания солёности воды ежечасно требуется 80 тонн соли. Каждые четыре часа вода приходит полный цикл очистки. Автоматика контролирует температурный режим, химический состав и другие параметры воды. С интересом мы наблюдали как происходит кормление рыб, очистка водолазами флоры бассейнов, любовались забавными играми тюленей

( нерп) восхищались мощью и грациозностью касаток дельфинов – белух, спокойствию и неторопливостью проплывающих над нами акул Маша и Миша.

Но часовая экскурсия  очень быстро закончилась ,и нам дано право самостоятельно и неограниченно по времени осматривать аквариумные павильоны, а некоторые решились за плату осмотреть специальные шоу и программы. На обратном пути неспеша прогулялись по территории ВДНХ, полюбовались фонтанами и цветниками и главное подарили себе незабываемые эмоции от Москвариума. 

Так называется открывшаяся в помещении Королёского общества инвалидов на ул. Фрунзе № 12 выставка продажа картин члена общество инвалидов 

                                                                                     Ольги Бекленёвой.

 

Наших художников мастеров Александра Осина и Татьяны Костенко сменила совсем молодая в своём творчестве, но представившая свои работы яркие по красоте, выразительности, осмысленности и многоплановости сюжетов. Ранее на выставках, проводимых обществом выставлялись работы по бисеру старейшего нашего мастера Антонины Поляшовой, то работы Ольги — это её первая персональная выставка. Это выставка – продажа не как средство заработать, а возможность закупать бисер, нитки, материал для изготовления новых работ. Для привлечения в свои ряды новых мастеров вышивания бисером это совсем другое, мы решили дать небольшую вводную этого вида творчества. Вышивка бисером – это весьма популярный в рукоделии вариант, который создавать невероятно красивые рисунки с популярной детализацией. Благодаря современным схемам и новым технологиям, вышивка бисером стала достаточно интересным и уникальным вариантом, который используется мастерами всего мира. Считается что название этих крохотных бусин, - «бисер», - произошло от слова «буера», так когда-то давно в арабском языке называли крохотные капли стекла.

Сегодня бисер, это маленькие округлые бусинки, имеющие отверстия для нанизывания или пришивания. Они могут быть стеклянными или пластиковыми, самых разнообразных расцветок, декорированными перламутром или металлизированными   Первый из известных человечеству образцов бисера хранится в Каирском Музее. В Древнем Египте, кроме эстетических функций, бисер играл роль денежного эквивалента и со временем завоевал южную часть Европы. Северная Европа в это время отдавала предпочтение вышивке жемчугом и янтарём. Два бисеропотока не могли не встретится и в ХI-ХIII веках бисер начал своё мировое турне, которое продолжается и сегодня. Для интересующихся этим искусством посетителям нашей выставки, мастера бисеровышивания нам порекомендовали продукцию наших стран следует приобретать, чтобы получить настоящий эффект от произведения. Япония – самый лучший и самый дорогой материал. Бисер хорошо переносит температурные, химические воздействия, а также влияние влаги и солнечных лучей. У него широкое сквозное отверстие, что позволяет использовать такой материал не только для вышивки, но и для бисероплетения. Часто неопытным вышивальщицам продают тайванский бисер, выдавая его за японский бисер. Чехия производит бисер, который уступает японскому в качестве и требует более заботливого отношения.

Издержки качества снижают стоимость материала. Китай как производитель, может предложить бисер от материала экстракласса до низкокачественного продукта. Достаточно много на наших рынках бисера из Тайваня, Индии и Турции, однако к нему у вышивальщиц возникает слишком много претензий. Но вернёмся к выставке Ольги Бекленёвой. Более сорока работ представила мастерица для своей выставки, но только двадцать выставлены на обозрение, и картины будут пополнятся по мере их приобретения покупателями. Вышивки из бисера – занятие интересное, увлекательное, но кропотливое, требующее времени, терпения и усидчивости. Освоив технику этого рукоделия, можно не только украшать обувь, одежду, сумочки, кошельки, чехлы мобильных телефонов, но и создать красивые картины

Правление надеется, что продажные работы послужат изготовлениям новых более масштабных и разнообразных полотен. Выставка пройдёт по сентябрь месяц включительно и надеемся получить положительные записи в книге пожеланий.

 

 

 

 

 

Ура! Сбылась долгожданная мечта актива Королёвского общества инвалидов. Два года безуспешных поисков спонсора закончились. Среди наших инвалидов нашёлся родственник, который согласился оплатить интересную обзорную поездку. Долгие дебаты, выбор маршрута, финансовое согласование и наше предложение принято. Утверждён и проплачен экскурсионный двухдневный тур «Волжское залесье» по маршруту Переславль – Залесский , Ростов Великий, Кострома, Плёс.

20 июля в 8:00 к офису общества на ул. Фрунзе № 12 был подан современный, ярко-жёлтый «Мерседес» и 30 счастливчиков усевшихся по удобному по Гагарински хором воскликнули «Поехали».

Через полтора часа уже состоялась обзорная экскурсия по Переславль – Залесскому -родине Александра Невского и колыбели русского флота. Переславль – Залесский славится на всю Россию своими монастырями и церквями, большинство из которых сосредоточено возле Плещеева озера. В городе 9 церквей, среди которых наиболее выделяется Спасо – Преображенский собор. Собор заложен Юрием Долгоруким в 1152году. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157. Спасо-Преображенский собор самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной руси. Дошедший до нас почти в полной сохранности. В соборе были крещены многие переславские князья, в том числе, вероятно, Александр Невский, родившийся в Переславле  в 1220. В ХIII-ХIV веках Спасо-Преображенский собор был усыпальницей переславских удельных князей. Здесь были захоронены князья Дмитрий Александрович и Иван Дмитриевич. В центре Переславля-Залесского сохранился городской вал, окружающий исторический центр города. В древности по гребню вала располагались двойные деревянные крепостные стены с башнями. Уже в 1194 году в период княжения во Владимире сына Юрия Долгорукого – Всеволода Большое Гнёздышко деревянные стены и башни Переславского кремля были перестроены.

Наш автобусный экскурсовод, очень милая Валентина Ивановна, не повышая голоса, но просьбой не требующего возражения просит занять свои места, и «паломники» быстро сфотографировались, накупили местных сувениров, «попудрили носики» и тронулись в Ростов Великий резиденцию епископов и митрополитов.

Ростов Великий является настоящей жемчужиной туристического маршрута «Золотое Кольцо России». Город также является одним из знаменитых центров паломничества, благодаря своим достопримечательностям. Ростов изобилует памятниками археологии и культуры, о которых мы вам и расскажем. Рассказ о достопримечательностях Ростова Великого стоит начать с Ростовского Кремля. Ростовский Кремль – это бывшая резиденция митрополита, расположенная на берегу озера Неро, в самом центре Ростова. Ростовский кремль был построен при митрополите Ионе Сысоевиче, примерно в 1670-1683 годах. Предположительно, архитектором был мастер Пётр Досаев. Резиденция митрополита была построена в виде кремля, хотя к тому времени эпоха строительства кремлей уже прошла. Стены Ростовского кремля имели скорее декоративную, нежели оборонную функцию. После того, как митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль Ростовский кремль утратил значение и постепенно обветшал.

В ХIХ веке храмы кремля были отреставрированы на средства, собранные купечеством. Многие памятники Кремля были повреждены в результате урагана в 1953году. Позднее все они были отреставрированы. Успенский собор стоит на месте белокаменных предшественников ХII. Собор во многом сходен с одноимённым Московским Успенским собором. Это величественное пятиглавое сооружение, выполненное в простых и в то же время благородных формах. Высота собора с крестом 60 м. Собор сложен из кирпича, а цоколь и сильно выступающие лопатки из белого камня. Многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги филёнки и т.п. придают облику храма особую пластическую выразительность, красоту и устойчивость до сих пор. В начале 1970-х годов в Ростовском кремле были сняты некоторые эпизоды фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Звонница Успенского собора (1682-1687) сооружена к юго-востоку от Успенского собора, состоит из двух объёмов и увенчанная четырьмя главами. По заказу митрополита Ионы было отлито 13 колоколов.  Звоны Ростова Великого являются достоянием мировой культуры – это уникальный набор музыкальных произведений ХVII-ХIХ вв. неотделимый от замечательного музыкального инструмента знаменитой Ростовской звонницы. Каждый из её колоколов, от самого большого, весом 2 тысячи пудов (32 тонны), до самого малого, имеет своё особое звучание. Ростов Великий вот уже на протяжении нескольких веков является самым крупным центром эмальерного искусства среди всех городов России. Самые первые упоительные упоминания об этом деле связаны с Ипатьевской летописью ХII века. Финифть – это художественная эмаль на Руси. Исследователи пока не пришли к единому мнению о происхождении этого слова. Но многие языковеды придерживаются версии, что оно образовалось от греческого «фингитис», которое означает «блестящий камень». Коллекция музея финифти насчитывает более тысячи различных экспонатов по форме и размеру.

    Изрядно подустав от ходьбы по зданиям музею Финифтии территориям собора, получив много полезной информации Королёвцы с удовольствием потрапезничали тут же в ресторане. Небольшой «антракт» на покупку сувениров и наш автобус взял курс на Кострому. Туристический потенциал Костромской области достаточно уникален и разнообразен, что выделяет его среди других субъектов Российской Федерации. Прежде всего, область обладает богатейшим историко-культурным наследием. В настоящее время на территории Костромской области свыше 2,5 тысяч памятников архитектуры, истории и культуры, из них свыше 300 имеют федеральное значение. Неизменным интересом пользуются такие достопримечательности Костромы, как Свято-Троицкий Ипатьевский и Богоявленско - Анастасиин монастыри.

Именно в Ипатьевском манастыре, основанном предками бояр Годуновых, в 1613году был призван на царство юный Михаил Романов. С той поры сами Романовы называли Кострому «родным городом» и практически все особы царской семьи Романовы посетили эту древнейшую православную обитель. Сейчас в Ипатьевском монастыре открыты экспозиции, повествующие о вкладах Годуновых и Романовых в эту обитель, а также представлены уникальные образцы фресковой живописи и древнерусского иконописного искусства. Среди сокровищ Ипатьевского монастыря -  уникальные Псалтыри, Евангелия и служебники в драгоценных ризах и окладах. Пленяет своим величием Богоявленно- Анастасьевин монастырь, в котором хранится Российская святыня-Феодоровская икона Божией Матери, ХIIIв. которую почитали Романовы и весь российский народ. Поблагодарив нашего костромского экскурсовода Дмитрия за очень эмоциональную экскурсию наши, туристы раскупили костромскую сувенирную продукцию и конечно знаменитую «Чёрную или Четверговую» соль. Почему же соль называется «Четверговая»? Это название она получила много лет назад, когда готовить её можно было только раз в году в Страстную неделю непременно в ночь со среды на четверг. Страстная неделя – последняя неделя Великого поста перед Пасхой. А на саму Пасху соль в специальных солонках украшала праздничный стол наравне с куличами, крашенными яйцами и пасхой. Сделана соль на основе обычной каменной соли с добавлением ржаной муки, по старинному рецепту Костромской области, с сохранением традиционной технологии. При пережигании в течение длительного времени при высокой температуре соль становится другим продуктом с новыми качествами. А перед этим нас отвезли в магазин при Большой Костромской льняной мануфактуре, где гости приобрели понравившиеся льняные изделия, представленные здесь в самом широком ассортименте по ценам производителей. Смеркалось. Утомлённые солнцем туристы были доставлены в комфортабельный отель «Азимут», где уютные двухместные номера, ужин, вечерние прогулки по небольшому парку вокруг гостиницы и чествования новорождённой Марины Калининой завершило это первый такой насыщенный день.

21-го июля утренний подъём, шведский стол и вновь наш автобус везёт нас в такой загадочный небольшой городок Плёс Ивановской области, расположенный на правобережье Волги, -один из самых старинных городов России, сохранивших свой аутентичный исторический и природный облик. Уже в 10:00 утра экскурсовод провёл обзорную экскурсию по г. Плёсу-«Столице» русского пейзажа.

Живописная местность этого города вдохновляла великих художников, певцов писателей. Осмотр достопримечательностей города начался с Соборной горы, с которой нам открылась живописная панорама города, памятник Василию I -это первый и единственный памятник князю Василию I-сыну Дмитрия Донского, многолетнему правителю Русской земли. Базарная площадь, на которой высится церковь Воскресение Христово, построенная в 1817г. Набережная Плёса-это вереница двухсотлетних домов каждый со своей историей. Каменные купеческие владения. Пейзажи Плёса мы можем видеть на полотнах Исаака Левитана, а панорамы города и волжского берега – в к/фильмах «Жестокий романс» Эльдара Рязанова и «Китайский сервиз» Виталия Москаленко. Плёс  - один из лучших вариантов для исторического туризма с целью прочувствовать дух провинциального русского города 19 века. Ведь, несмотря на небольшие размеры города, здесь сохранилось немалое количество архитектурных памятников. Это деревянная Воскресная церковь имеет и другое, поэтическое название «Над вечным покоем», как увековечил её Исаак Левитан на одноимённом полотне 1894г., эта небольшая, но живописная церковь, словно устремлённая ввысь острой крышей с маленькой луковкой на четырёхугольном постаменте, и культовый памятник русского зодчества в стиле провинциального барокко – Успенский собор(1699г), и ансамбль Троицкой и Введенской  церквей (начало19 века). В ландшафтной панораме волжского Плёса особую роль играет белоснежная Варваринская церковь, многие годы украшающая восточную часть города. Особое впечатление осталось от посещения дома – музея И. Левитана. Влюблённая в свою работу экскурсовод с особым трепетом рассказывала о судьбе каждой картины, их историю создания окружения художника, его очень нелёгкую порой трагическую жизненную коллизию. Живописные окрестности волжского города Плёса с церковно-культовыми памятниками привлекли к себе особое творческое внимание русского художника Исаака Левитана, который, приехав сюда в 1888г. «открыл» для себя неиссякаемый источник вдохновения.

Много лет назад Исаак Левитан говорил своим сподвижникам о том, что, когда все они прославятся, он накопит денег и выкупит собственную мастерскую, а после его смерти ученики устроят в ней дом пейзажа. Мемориальный дом – музей открыт 25 августа 1972г. в доме, принадлежавшем ранее плёсскому купцу Андрею Ивановичу Солодовникову. Именно в нём в 1888-89 годах снимали на лето комнаты мезонина Исаак Ильич Левитан и его друзья, художники Алексей Степанович Степанов и Софья Петровна Кувшинникова. В экспозиции представлена коллекция подлинных картин и этюдов И.И. Левитана, А.С. Степанова и С.П. Кувшинниковой, подаренных музею, а также приобретённых в частных коллекциях. В мезонине – комнаты, где жили художники. Обстановка в них воссоздана с помощью бывшей хозяйки дома, внучки купца А.И. Солодовникова. В интерьере конца ХIХ века - личные вещи И.И. Левитана, подаренные родственниками живописца. С удивительным чувством сопричастности с красотой русской природы, величием и талантом её людей мы вновь возвращаемся на обзорную экспозицию в старинный г. Кострому.Одним из ключевых достопримечательностей Костромы по-прежнему остаётся центральная часть города, которую туристы нередко именуют «Маленьким уголком Европы». Здесь сохранился целый ряд достопримечательностей историко -культурного наследия, которыми восторгаются туристы со всего мира. Это и пожарная каланча, увидев которую русский император НиколайI воскликнул: «Такой нет у меня в Петербурге». Это и сохранившийся ансамбль Торговых рядов, это и гостиный двор – первый магазин самообслуживания в царской России, гауптвахта и многое другое. За неполный час наши путешественники закупили все виды Костромских сыров, отведали вкуснейшего местного мороженного, сфотографировали все достопримечательности центра включая малые формы: кошку, собачку и Снегурочку. Финальным аккордом стал обед в ресторане «Старая пристань» стоявшем на водной глади матушки Волги.

Обед начался с поздравления ещё одного новорождённого Георгия Саркисяна с пригублением отличного армянского коньяка. Уставшие, но переполненные неизгладимыми впечатлениями мы вернулись в свой такой родной, любимый наш наукоград Королёв. Благодарность всем, кто принял участие в подготовке данной поездки, с глубокой уверенностью что лучшие поездки для людей с такой не простой судьбой ещё впереди.

 

А. Пьянков

 

 

 

Страница 6 из 11